Мы можем философствовать относительно тех действий, которые могут или не могут произвести политическую и структурную трансформацию режима, однако перед этим обсуждением важно остановиться на фундаменте, без которого невозможно ни демократическое движение как фактор свержения диктатуры, ни демократия даже после падения режима подавления.
И мы говорим о народном суверенитете.
Понятие довольно расплывчатое и имеет большое количество академических толкований, однако все эти концепции сводятся к 2 базовым аспектам:
- желание народа принимать социально значимые решения
- готовность народа брать на себя ответственность за последствия этих решений.
Фактически невозможно появление демократии и демократического движения, если народ не осознает, что он желает руководить политической ситуацией в стране.
При этом стоит отметить, что есть 2 формы тоталитарных взаимоотношений между обществом и властью:
- "тирания": желания народа полностью подчинены власти руководителя
- "договор": "народ не вмешивается в вопросы политики - правитель не вмешивается в действия народа".
Оба принципа являются антисубъектными, однако во втором случае народ самостоятельно отказывается от суверенитета в пользу каких-либо благ.
Суверенитет невозможен в том случае, если в обществе нет запроса на управление государством.
При этом сам суверенитет строится на совмещении лингвистического, исторического, культурного, патриотического и т.п. феноменов.
Но все эти конструкционные единицы не имеют никакой ценности, если народные массы не хотят быть ответственными за выбор дальнейшего пути.
Как только народ просит "сильную руку", он сразу пододвигает себя к форме "ведомого", что является прямым отречением от народного суверенитета.
Собственно в этой дилемме выбора между ответственностью и безответственностью и находится корень авторитаризма.
Субъектность коллективная начинается с субъектности индивидуальной. Достаточно важный момент состоит в непосредственной модели общественно одобряемого поведения: если среда одобряет беспрекословное подчинение начальству, то эта среда не готова к суверенитету.
Довольно избитая формулировка, но только с умения говорить "Нет" начинается путь становления личности, а не социальной амёбы.
Воспитание долгое время строилось на парадигме "Семья - это ячейка общества", "Человек - винтик в огромной системе". А какая субъектность может быть у ячейки и винтика?
Социум как таковой не есть совокупность частей, воспринимаемых однородно; социум - это совокупность индивидуальностей, воспринимаемых разнородно.
Все, кто индивидуальностью не обладают, - не относятся к обществу в принципе: это народная масса - аморфная, бесперспективная и безжизненная толпа.
Они могут с любовью говорить на мове, знать настоящую историю становления государственности, но если это знание не переходит в желание действовать и готовность нести ответственность за свои действия, - суверенитета и субъектности по-прежнему не наблюдается.
Тут, правда, важна внутренняя трансформация: от готовности идти вслед за "батькой" до готовности пойти по той дороге, которая кажется персонально тебе правильной. И она может быть неправильной - и тут наступает второй аспект - о принятии ответственности за действия, поскольку без этой готовности человек опять начнет искать лидера, который поведет его к "счастливому завтра".
Лидер нужен стихийному протесту, чтобы "наточить остриё и ударить в самое сердце тирана", однако лидер не нужен обществу после победы над тиранией, поскольку тогда опять происходит атомизация гражданской среды, а значит и десубьективизация индивидуальностей: общество опять переходит в стадию "ведомого", но уже новым пастухом.
Суверенитет всего народа начинается с того, что каждый из его представителей приучается к самостоятельности в принятии решений и с умения говорить "Нет" ещё в детском возрасте. И как только готовность противодействия перетекает в пассивность, суверенитет начинает испаряться.
Выбор субъектности и бессубъектности- это выбор роли: "палач" или "жертва".
© CYNIC
То, чего нет в российском обществе, почти уничтожено в беларусском, и что хотели бы уничтожить люди на Банковой в Киеве. У последних ничего не получится.
Отправить новый комментарий