Более половины экспорта российской сырой нефти уже осуществляется танкерами, не имеющими западной страховки, по данным S& P Global. Это позволило россии нарастить приток нефтедолларов, поскольку установленный «большой семеркой» ценовой потолок уже в значительной степени не соблюдается. Поэтому в Вашингтоне ищут способы осложнить работу российского теневого флота, пишет The Wall Street Journal.
США и их союзники обсуждают, как сделать управление этим флотом и его расширение более дорогим и сложным для России, рассказали газете люди, знакомые с дискуссиями. В качестве первого шага портовым операторам был направлен список рекомендаций, который может увеличить расходы российских судов. В частности, предлагается требовать от них доказательства того, что их страховка действительно полностью финансово обеспечена, чтобы позволять им проходить через соответствующие территориальные воды. Правда, неясно, будут ли в зарубежных портах следовать американским рекомендациям, отмечает WSJ.
Кроме того, говорят источники газеты, разрабатываются новые меры, которые должны заставить торговцев нефтью следовать уже введенным ограничениям. В октябре Министерство финансов США впервые наказало два танкера за нарушение санкций, запретив лицам из США вести с ними бизнес. Владелец одного из них зарегистрирован в ОАЭ, другого — в Турции; суда пользовались американскими финансовыми услугами, но приобретали российскую нефть по цене выше потолка в $60 за баррель, утверждает Минфин.
«Необходимость покупать танкеры сильно осложняет для Кремля покупку танков», – защищал недавно санкционные меры США Эрик Ван Ностранд, помощник министра финансов по экономической политике, на конференции в Институте Брукингса. По его словам, более жесткие меры по обеспечению соблюдения санкций заставят Россию либо продавать больше нефти в пределах потолка, либо больше тратить на логистику для его обхода.
Режим повышенного контроля, необходимый для предотвращения проблем с властями США, может сильно увеличить затраты на транспортировку. «Все будут тщательно проверять легальность всех своих действий. За это приходится платить, что приводит к росту фрахтовых ставок», — говорят консультанты по энергетике из FGE. Санкции США уже привели к повышению ставок фрахта, сообщили Reuters источники в судоходных компаниях. Например, особенно от действий США по обеспечению санкционного режима пострадал фрахт нефти из российских портов на Балтике в Индию, которая стала одним из главных покупателей российского топлива после начала войны в Украине.
Поначалу введенные Западом санкции работали, как задумывалось. Нефть Urals зимой продавалась с дисконтом $40 за баррель по отношению к Brent. Но по мере роста теневого флота России, который пополняется старыми танкерами, многие из которых в противном случае уже отправились бы на металлолом, ценовой потолок стал соблюдаться все хуже. По оценке Киевской школы экономики, в сентябре теневой флот насчитывал уже 180 танкеров. Если в январе 2023 г. без западных страховок вывозилось 35% российской нефти, то теперь — более половины.
Кроме того, чтобы обойти ценовой потолок, трейдеры стали искусственно завышать стоимость транспортировки, согласно анализу Центра стратегических и международных исследований.
Цена Urals летом превысила $60, сейчас сорт продается примерно по $74 за баррель, по данным Argus Media. «Ценовой потолок [поначалу] работал, как планировалось, но теперь он устарел», — считает Наташа Канева, директор по стратегии на сырьевых рынках JPMorgan Chase.
Все это наряду с рядом других факторов, в числе которых рост мировых цен на нефть и ослабление рубля, обеспечило бюджету в октябре 1,635 трлн руб. нефтегазовых доходов — максимум за полтора года.
Отправить новый комментарий