Турция

В середине августа 2007 года моя семья провела неделю на курорте в Турции на берегу Средиземного моря. Впечатлений море Smiling Но не хочу повторять многих более красноречивых ораторов и расписывать красоты и составлять списки обязательных экскурсий - я ограничусь некоторыми отрывочными наблюдениями "вообще" о своем пребывании там. Хоть и с большим запозданием, но может быть кому-то пригодится Eye


Выбор отеля

Настоятельно советую обратить внимание на такие моменты:

    Тщательно допросите менеджера турагенства о климате на том курорте, куда направляетесь! Я после покупки путевки и до отлета штудировал погоду в Аланье в интернет - gismeteo, weather.yahoo и т.д. - все они показывали круглосуточную температуру около 30 градусов и влажность 50...60%. В действительности температура лежала в диапазоне 30...40 градусов (причем ближе к середине и выше ее) и влажность не менее 60% - плавки на Солнце в течение дня ни разу не высхоли до конца. Подозреваю, что погодные сайты снабжает некорректной информацией турецкий гидрометцентр сознательно, что бы клиенты не пугались.

  • Класс отеля: В Турции стоимость отдыха ощутимо зависит от класса отеля и его возраста - свежий 4* может быть ощутимо дороже пожилого 5*. При этом отели одного класса, но разного возраста различаются, как правило, только дизайном и "количеством" дополнительных услуг. Например: мы отдыхали в отеле примерно 10 лет от роду и там не было интернет в номерах, водяная горка была одна и достаточно скромная, центральный кондиционер не функционировал и во всех номерах стояли индивидуальные, шумноватые лифты и т.д. (Более подробный отзыв об отеле можно прочесть здесь) Между классами же различия более существенные! Чаще всего они проявляются в наборе основных услуг для отдыха - чем выше класс, тем более гибкий график питания можно себе выбрать, повседневные услуги для отдыха вроде лежака на пляже, бара уже учтены в стоимости тура и т.д. Так что если вы не хотите минимизировать свои затраты любой ценой, то лучше брать отель 5* с максимальным набором предоплаченных услуг. Например, в "нашем" отеле можно полноценно отдохнуть взяв с собой на всякий случай только $100, остальное входит в стоимость тура: 6 разовое питание в диапазоне от 7 часов до 24, лежаки, "детская комната", чай, кофе, местные прохладительные напитки, импортные прохладительные напитки (все напитки компании Pepsi), вино, пиво, водка и т.д. Не сомневаюсь, что в более дешевом отеле я бы суммарно потратил больше при том же объеме потребления.
  • Расположение отеля: В основном отели 5* расположены на "первой линии" (непосредственно возле пляжа), а 4* могут быть как там, так и на "второй линии" (за дорогой). Во втором случае достаточно важны расстояние до пляжа и способ попадания туда - может быть как и индивидуальный подземный переход, так и нерегулируемый пешеходный переход через скоростную магистраль Sad В каталогах встречал отели 5*, где не было указано явно положение на "первой линии", поэтому не исключаю варианта, что 5* могут быть тоже за дорогой. Мы отдыхали в отеле в 8 км от Аланьи, но почти каждый вечер ездили туда - $1.5 с человека в одну сторону. По-моему очень интересный вариант отдыха в отеле, расположенном непосредственно на окраине Аланьи - городской пляж и вода такие же чистые, как и у нас, зато не надо никуда ехать - вышел за территорию и ты уже в городе. Кстати о пляжах - в Турции не существует частных пляжей и отели максимум могут арендовать кусочек пляжа и следить за чистотой на нем. При этом он не отгорожен забором, как это принято у нас, и через него можно спокойно покинуть территорию отеля и вернуться обратно. Идентификация отдыхающих осуществляется по-разному: в нашем отеле, как и в большинстве других, отдыхающим вешали на руку пластиковые браслеты (взрослым красные, детям - желтые). Без него к тебе на каждом шагу будет приставать персонал и не обслужат в баре.
  • Наличие бассейна: Я как-то не понимал раньше зачем на таких курортах всегда рекламируют бассейны. Зачем ехать на Средиземное море и купаться в бассейне? Теперь я знаю - вода в Средиземном море очень соленая! Многие люди не могут выдержать как она прямо сжигает слизистую и поэтому весь отдых проводят в бассейне. Положительный момент такой солености воды - в ней очень легко плавать и можно по-настоящему расслабиться, лежа на спине, как герои книг, вплавь пересекающие океаны Smiling


Авиаперелет

  • Если Вы летите с маленькими детьми, то обязательно за полчаса до вылета закапать им в нос какие-нибудь капли - в противном случае они почти гарантировано будут жаловаться на заложенные уши. Такую же процедуру стоит проделать и взрослым, которые летят с насморком или ранее болели гайморитом - в полете "туда" при заходе на посадку я испытал очень сильную боль в районе гайморовых пазух, хотя гайморитом болел один раз и было это лет 20 назад. На обратном пути капал нос на пару с дочкой и все было в норме Smiling Так же в Турции мне врач советовал постоянно во время полета жевать жевательную резинку, но я ее случайно засунул в чемодан.
  • В не закрываемые на замок секции чемодана не класть ничего ценного! В аэропортах (чаще всего грешат на киевский "Борисполь") воруют из чемоданов постоянно. Хоть меня и предупреждали об этом, но на обратном пути я положил в наружный карман чемодана свой перочинный нож Victorinox (в ручной клади и в карманах одежды такие предметы проносить нельзя) - кто-то не поленился порыться среди фотографий, договоров с туроператором, медстраховок и т.д. и вытащить его. Sad
  • Аэропортовские магазины Duty Free - очень загадочное явление на этой планете под девизом "Покупай дешевле, чем в стране назначения!" Smiling В Борисполе сигареты были чуть дороже, чем у нас в магазинах, косметика сопоставимо, один фотоаппарат стоил 800 EUR против обычных для наших магазинов $700 Smiling В Анталье при отлете у меня оставалось 2 сигареты (точный расчет запасов, однако Smiling), но я все равно был в шоке от цены 19 EUR за блок (примерно 14 грн за пачку) против наших магазинных 3,80 грн за пачку. Ну может быть эти цены рассчитаны на европейцев, подумал я. Но точно такую же цену позже мне назвала стюардесса на борту самолета авиакомпании "Аэросвит", в котором летели практически исключительно граждане Украины и летели в Киев. Smiling На кого они рассчитывают?


Турецкие дороги и автомобили на них
Наблюдения эти основаны на небольшом кусочке Турции между Антальей и Аланьей и собственно Аланьи, но все-таки:

  • Дороги находятся в приличном состоянии. Не автобаны сплошные, конечно, но ям нет. Разметка, хоть и затертая, но есть везде на более-менее оживленных дорогах. В среднем их состояние совпадает где-то с крупными украинскими трассами на расстоянии до 100 км от Киева. Но из-за жаркого климата состав дорожного полотна очень похож на дороги в Крымских горах - много щебня и поменьше смолы. Так что в дождь они должны быть очень скользкие. Тем более что последний дождь в том месте был более 4 месяцев назад и дороги очень пыльные! Практически все дороги кроме второстепенных загородных имеют разделение встречных потоков - даже в Аланье хоть и полуметровой ширины, но все равно между встречными потоками будет бордюр, усаженный пальмами. Так что выезд на “встречку” там просто исключен за пределами перекрестка! Smiling
    Так как Турция присоединилась к Женевской Конвенции о международном дорожном движении, то для нашего водителя отличий будет немного:

    • вместо шестиугольного знака "STOP" идет круглый "DUR";

    • внимательно надо следить за размещением светофоров, т.к. турки очень любят всякие разворотные "карманы", длиной 3...5 метров и очень легко спутать светофоры для основного потока и стоящие под небольшим углом светофоры для поворачивающих;
    • мне понравился мигающий режим светофоров: для второстепенного направления мигает не желтый сигнал, а красный. ИМХО это очень удобно.

    Конечно у местных водителей присутствует некоторая экспрессия при езде и маниакальная любовь к езде между рядами (объективности ради таких ездунов вряд ли больше, чем в Киеве в перерасчете на 1000 водителей). Так же проезд на красный через "пустой" перекресток при не очень оживленном движении тоже не редкость. Но! У них абсолютно нет нашего бычества - они не подрезают, не выдавливают. Если имеющий приоритет не хочет тебя пускать, то он за километр будет мигать фарами и сигналить, а не как это принято в Украине – имеющий преимущество ползет молча как танк, а второй участник должен постоянно гадать пропускают его или мечтают за его счет полечить свои комплексы и дырки в порогах. Так что толерантный Киевский водитель может спокойно ездить по турецким дорогам. По крайней мере в курортной зоне.
    В общем и целом можно брать напрокат какое-то транспортное средство и управлять им по нашему водительскому удостоверению. Тем более, что прокат существует чуть ли не на каждом углу. Автомобили стоят от 40 долларов в день, скутеры - 20. Скутеры с двигателями не менее 150 куб. см, но ими можно управлять, имея категорию "B". Бензин за свой счет, а он не дешевый - А95 стоит в районе 2,5 доллара за литр.

  • Очень интересен состав автопарка:
    В целом средний возраст автомобилей в Турции не намного ниже нашего (18,5 лет для Украины), но благодаря мягкому климату автомобили долго остаются на ходу и автомобилей со следами ржавчины я практически не видел. Так же я всего лишь 2 раза видел "воняющие" дизели - один древнючий грузовик De Soto и двигатель прогулочного катера Smiling Не разу не слышал прогоревшего глушителя или "прямотока". Да и вообще "заряженные версии" там ограничиваются, в основном, абсолютно цивильными Honda Accord 2.4 Type S и им подобными. Ни разу не видел ничего подобного Subaru Impreza WRX или Mitsubishi Lancer EVO. Может все дело в цене на топливо? Общее техническое состояние автопарка очень и очень высокое - автомобили не ревут, не дымят, краска с них не отваливается, подраных очень мало. Хорошо налаженный технический осмотр?

    Легковые автомобили:

    • Первую скрипку играют автомобили, произведенные непосредственно в Турции: всевозможные FIAT, Renault Symbol (Thalia), Renault 19 Europe, Renault Megan Sedan, Hyundai Accent и т.д. Однако Ford Focus встречается реже, чем ожидалось;

    • Второе место занимают остальные французские автомобили;
    • Третье место занимают "народные" немецкие автомобили - Opel, затем Volkswagen, которые в Турции не производятся. (Mercedes-Benz практически нет, BMW изредка попадаются);
    • Японские производители представлены практически исключительно автомобилями турецкого производства (если Toyota, то 99%, что это или Corolla Sedan или Avensis, если Honda - Civic Sedan или City);
    • Из популярных в Украине недорогих автомобилей замечены были за 7 дней: ВАЗ-2111 (1 шт.), Daewoo Leganza (1 шт.), Chevrolet Lacetti (2 шт.). И все...
    • В общем автомобили недорогие, и в основном практичные. Те же японцы отыгрываются в сегменте пикапов - тут их преобладание подавляющее даже над турецкими Otosan (несколько лет назад сняты с производства), но на пятки им наступают индийские пикапы TATA.

    Коммерческие автомобили (грузовые автомобили и автобусы):

    • Если в легковых автомобилях преобладают автомобили, выпущенные в Турции, то в сегменте легкой коммерческой техники все наоборот: при несравненно большом количестве фургонов и микроавтобусов местного производства марок Ford, Peugeot, Fiat постоянно создавалось впечатление, что микроавтобус обязательно должен быть чисто немецким - или Mercedes-Benz Sprinter или Volkswagen Transporter или Volkswagen LT (Krafter). Легкие коммерческие Mercedes-Benz у них очень популярны - Vaneo ("каблучок" на платформе A-class) встречается в несколько раз чаще, чем легковые модели этой марки;

    • Среди бортовых автомобилей полной массой 3,5...5 тонн присутствуют в основном японские автомобили;
    • Более тяжелые грузовые автомобили имеют практически 100% турецкое происхождение (турецкие Ford (обновленный Cargo, который сейчас пытаются продавать в России и Украине), BMC и близнецы De Soto / Dodge; собираемые в Турции Mercedes-Benz, IVECO, MAN, RENAULT). Единственное массовое "импортное исключение" - SCANIA;
    • Автобусы малого класса в основном представлены местными автобусами TEMSA или привозными ISUZU. Отсутствие кондиционера даже на обычном пригородном рейсе скорее исключение, чем правило;
    • Более крупные автобусы в основном известных марок и собраны в Турции: Mercedes-Benz, MAN, Mitsubishi, Temsa.


    Индустрия туризма

    Все время пребывания в Турции мне было обидно за Украину. Турки 30 лет назад взяли курс на экстенсивное развитие своей страны с тесной международной интеграцией. И этой цели подчиненно все, вплоть до "зонирования" территории: на черноморском побережье сосредоточены промышленные предприятия, в центральной части сельское хозяйство и побережье трех морей на юге - курортная зона. В результате на южном побережье нет большой концентрации людей, чистейшая вода в море и сделано максимум для того, что бы вы сами с радостью тратили свои деньги. Ведь в Украине можно сделать также: центр и восток - промышленные регионы; южные области - сельское хозяйство; Крым и Карпаты - курортные зоны...
    А пока что в Турции на побережье построены и строятся сотни отелей, бесчисленное множество ресторанчиков, магазинов, лавок, бань, массажных залов... И все это имеет вменяемую цену:
    - пообедать в очень даже пристойном ресторанике по рекомендации местных (кстати, персонал не говорит по-русски - это уже что-то означает) - кебаб, пару салатов, национальный жутко острый напиток из буряка, пара бокалов греческого (!) вина, чашка великолепного черного кофе и еще что-то нам обошлись в $42;
    - мы ездили в одну из лучших турецких бань в окрестностях Аланьи - за $20 с человека за нами приехал микроавтобус с кондиционером, отвез в баню за почти 10 километров от отеля и затем привез обратно в отель; в бане мы прошли 4 (четырех) часовую программу - сауна, ингаляционная комната с парами ментола, массаж с использованием какой-то хитрой пены, с помощью которой отшелушивают омертвевший слой кожи; грязевая маска на все тело; и настоящий массаж с благовониями; массажист был настоящий - он сходу рассказал мне о всех моих проблемах с позвоночником и предложил пройти у него 5-дневный курс за $230; так как это заняло бы все оставшиеся дни, то я отказался, но даже после того сеанса я более 3-х месяцев не вспоминал о своей спине! Сколько такой "поход в баню" обошелся бы в Киеве?
    И при всех этих смешных ценах везде чисто, во всех магазинах и ресторанчиках чистые туалеты, доступные для всех желающих. И при всем этом $400 в месяц за зарплату не считается. А на что тогда уходят все те бешенные деньжищи, которые наши соотечественники оставляют за отдых в хлевах Крыма?
    В Турции сделан максимум для того, что бы туристы чувствовали себя комфортно:
    Везде принимают к оплате долары и евро - даже в автобусах. В Турции везде можно расплатиться карточкой. Работающие терминалы есть даже в таких местах как этот, с позволения сказать, бар на краю пустынного загородного пляжа. [Справедливости ради надо заметить, что в одном магазине у меня не приняли карточку к оплате - в него нас завез гид компании-туроператора по пути из аэропорта. В этом магазине, пользуясь нашим полубессознательным состоянием (самолет вылетал из Киева в 5 с чем-то часов утра при крайне плохой погоде (+15 градусов), а Аланья нас встретила температурой +37, если верить табло в аэропорте), мне продали за $12 две банки холодного кофе по 0,2 литра и 0,25 бутылку родниковой негазированной воды, да еще недодали $1 сдачи. Так что, скорее всего, в этом магазине не принимают карточки только у туристов, прилетевших по путевке компании Teztour, что бы их можно было обсчитывать.] Поэтому можно сказать так:
    Берите с собой в Турцию карточки - их тут везде принимают! Не берите с собой в Турцию карточки - их тут действительно везде принимают! Smiling


    Шоппинг (shopping)

    Ну куда же без него? Smiling В Турции по-прежнему производится очень много качественных потребительских товаров. Особенно одежды...
    Расхожее мнение о том, что с турками надо обязательно торговаться требует уточнения:
    1. В магазинах, работающих в районах "для русских" очень мало турков - как правило, там работают выходцы из СССР (чеченцы, дагестанцы, турки-месхетинцы, азербайджанцы и т.д.), которые прекрасно знают наши язык и менталитет. Кстати с ними надо быть настороже - могут и обсчитать. Я расплачивался в ювелирном магазине карточкой (карточка гривневая, цены объявляются в доларах США, оплата производится в турецких лирах), так меня на курсовых разницах обсчитали примерно на 12%. Выявить это я смог только дома по банковской выписке... А покупка происходила в такой "теплой и дружеской обстановке", что у меня и мысли не возникло пересчитывать объявленную цифру самому с калькулятором в руках. Sad
    2. За бесценок вам никто продавать качественный товар не будет. Поэтому если видите заведомо запредельную цену, то первым делом прикиньте, сколько эта вещь может стоить в Киеве, затем отнимите от этой цены 20...30% - это та сумма, за которую можно смело бороться! Но если видите "честную цену", то не тратьте время - вам не уступят ничего. К примеру: в одном магазинчике в "немецком районе" мы неплохо скупились летне-осенними вещами, а на следующий день зашли туда опять и я загорелся спуститься в подвал с джинсами. Там подобрал себе Levi's 504, шансы купить которые в Киеве стремятся к нулю. Цена на них была $42. На мою робкую просьбу о скидке продавец ответил однозначным отказом (хотя и помнил наш вчерашний визит) и указал, что это смешная цена. Я сразу согласился и забрал их. В Киеве я все-таки смог найти такие же джинсы в "фирменном магазине" в "Караване" - там они стоили $150. Тоже яко бы сделаны в Турции, но, в отличие от моих, были сотканы из нешлифованной нити...

    В Турции выгодно покупать дорогие вещи - кожаные, меховые изделия, спортивную одежду всемирно известных брендов и т.д. Так что если у вас в планах есть такие покупки, то имеет смысл их сделать в Турции - и денег сэкономите, и выбор из моделей и размеров будет просто колоссальный. Ну и во время вечерних прогулок совместите приятное с полезным. Smiling Кстати бывают и парадоксы - владелец магазина "Leather Palace" (6 или 7 этажей кожи и мехов) оказался польским евреем, выросшим в Одессе! Smiling Мы гуляли по Аланье с поляком и тот сказал, что сей господин действительно очень хорошо владеет польским языком.

    Во время шоппинга будьте очень осторожны и не увлекайтесь «скоростным передвижением» - все магазины оснащены кондиционерами (как правило так называемыми "мобильными"), которые чаще всего работают на полную мощность, что зачастую приводит к температуре в помещении в районе 16...18 градусов против 35...40 на улице! Сами продавцы сплошь и рядом ходят с гайморитами и синуситами, но обязательно предложат вам чай или воду, что бы вы застряли в его прохладном магазине и что-нибудь купили. Если по магазинам проходится "наскоком", то очень легко простудится. По этой причине мы частенько оставляли дочку под присмотром на улице, так как ей намного сложнее переносить эти перепады температуры. С детьми во время шоппинга проблем нет - практически во всех магазинах есть мини "детская комната" хотя бы с трехколесным велосипедом, детской качелькой или россыпью игрушек. Перед магазином, как правило, сидит "зазывала" и он присмотрит за вашим ребенком, если вы хотите оставить его на улице.
    Между магазинами курсируют разносчики чая, кофе, воды. Вам обязательно предложат эти напитки, что бы вам было приятней делать покупки именно здесь. Вам во всех магазинах разрешают курить (турки сами курят очень много). Даже в детских магазинах есть пепельницы.


    С чем там тяжело
    - Сигареты дорогие и отличаются по вкусу от наших - сказываются разные рецептуры;
    - Это страна с глубокими мусульманскими корнями и здесь нет традиций изготовления алкоголя; Поэтому их водка на уровне "Русской" времен конца СССР, а пиво просто гадкое (правда мне не удалось обнаружить ничего кроме турецкого "EFES Pilsner"); Единственный алкоголь, который имеет приемлемые вкусовые качества - вино;
    - Как ни парадоксально, но в Турции очень тяжело выпить нормальный кофе! В основном подается всякая бурда класса "3в1", но без химических сливок.
    - В окрестностях отелей товаров для отдыха турецкого производства практически нет - все китайское и очень дорогое... Я забыл взять с собой сандалии и хотел там купить себе хоть что-то временное, что бы не ходить босиком. Вокруг были только китайские резиновые шлепанцы по $13...18. В одном месте нашел замшевые сандалии какого-то турецкого "бренда" явно слизанные с ECCO. Стартовая цена была $56 (цена оригинала в Киеве в фирменном магазине). После короткой перепалки на английском языке с продавцом он уступил аж $4. В результате я пошел босиком к трассе, где купил турецкие шлепанцы из ткани и "губчатой" подошвы за $2. Вполне нормальные шлепанцы, коих валом на наших рынках по такой же цене.
    - Ценообразование иногда не зависит от валюты: кофе на прогулочном катере стоит 1 тур. Лиру или $1 или 1EUR. Зайти в общественный туалет в порту: 0.5 тур. Лиры или $0.5 или 0.5EUR. При этом $1 ≈ 1.4 тур. Лиры. Так что туристы из Западной Европы постоянно «попадают на бабки».

    Ну вот вроде и все "путевые заметки". Если что еще вспомню - допишу. Если у Вас будут вопросы, то задавайте в комментариях внизу этой страницы - с радостью отвечу. Smiling


Отправить новый комментарий

Содержимое этого поля хранится скрыто и не будет показываться публично.
  • Доступны HTML теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • You can use BBCode tags in the text.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.

Больше информации о возможностях форматирования

CAPTCHA
Этот вопрос задается для проверки того, не является ли обратная сторона программой-роботом (для предотвращения попыток автоматической регистрации).